Программа по русскому языку

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Русский язык»

Рабочая программа довузовской подготовки «Русский язык» для подготовительных курсов разработана исходя из опыта, который получен в Центре довузовской подготовки на протяжении многих лет преподавания курса. Программа разработана в соответствии с требованиями государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования.

Данная программа может быть реализована с различным сроком обучения: 7 месяцев (октябрь – апрель) и/или (ноябрь – май), 5 месяцев (январь – май).

Занятия проводятся по очно - заочной форме обучения.

Для итогового контроля знаний слушателей Центром довузовской подготовки проводится итоговая аттестация слушателей по тестовым технологиям.

На выполнение теста отводится 180 минут.

Цель изучения дисциплины: приобретение слушателями знаний, необходимых для успешной сдачи государственной итоговой аттестации и внутреннего тестирования. В результате изучения курса слушатели должны систематизировать свои знания по всем разделам русского языка, которые выносятся на государственную аттестацию.

В результате изучения курса русского языка слушатель должен уметь:

  • обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность слушателей;
  • способствовать развитию творческих способностей слушателей, коммуникативных умений и навыков;
  • формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Лексикология и фразеология.

Тема 1. Характеристика русской лексики. Международные словообразовательные элементы.

Тема 2. Фразеология. Свободные и несвободные фразеологизмы, их лексическое значение.

Фонетика. Орфоэпия.

Тема 3. Звуки речи. Функция мягкого знака. Фонетические процессы. Алфавит. Слог, ударение, интонация.

Тема 4. Орфоэпические и морфологические нормы знаменательных частей речи.

Состав слова (морфемика) и орфография.

Тема 5. Состав слова. Однокоренные слова. Слова с одним корнем и несколькими (сложные). Способы словообразования.

Тема 6. Гласные в корне. Корни с чередующимися гласными о//а, е//и. Правописание приставок. Приставки пре- и при-. Правописание на стыке двух морфем (приставки и корня).

Тема 7. Сложные существительные с пол- и полу-. Правописание о и е (ё)после шипящих.

Морфология.

Тема 8. Имя существительные. Буквы е, и в окончаниях имен существительных единственного числа. Правописание сложных существительных. Формообразование имен существительных.

Суффиксы существительных. Переход слов в имена существительные (субстантивация).

Тема 9.  Имя прилагательное. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий. Правописание сложных прилагательных.

Тема 10. Имя числительное. Образование и правописание числительных. Образцы склонения количественных числительных.  Мягкий знак в именах числительных. Склонение числительных оба/обе.

Тема 11. Местоимение. Классификация местоимений по значению. Правописание местоимений.

Тема 12. Глагол. Мягкий знак в глагольных формах. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Тема 13. Причастие. Деепричастие. Правописание частицы не. Суффиксы причастий. Построение предложений с причастиями и деепричастиями. Нормы лексической сочетаемости слов.

Тема14.  Наречие. Правописание наречий.

Тема 15.  Служебные части речи. Омонимия служебных и знаменательных частей речи. Правописание частицы не.

Синтаксис и пунктуация

Тема 16. Словосочетание. Подчинительная связь в словосочетаниях. Глагольное и именное управление в русском языке. Нормы лексической сочетаемости слов.

Тема 17. Основные типы предложений. Простое предложение. Подлежащее. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Односоставные предложения. Интонационные особенности этих предложений.

Тема 18. Однородные члены предложения. Трудные случаи постановки знаков препинания. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных  членах предложения. Однородные и неоднородные определения, их различие, на основе семантика – грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Тема 19. Обособленные члены предложения. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленные определения, распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложение. Тире при приложении. Способы обособления. Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Тема 20. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. Сравнительные обороты.

Тема 21. Вводные слова и предложения. Основные разряды вводных слов. Омонимия вводных слов и членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

Тема 22. Прямая и косвенная речь. Диалог. Оформление на письме прямой речи, косвенной и диалога. Разные способы оформления цитат на письме. 

Тема 23. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Разграничения союзов и союзных слов. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

Тема 24. Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения. Виды придаточных частей сложноподчинённых предложений. 

Тема 26. Бессоюзное предложение. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставится тире, запятая и тире, точка с запятой, двоеточие. Отсутствие запятой в сложном предложении.

Стили речи.

Тема 27. Функциональные стили речи.

Текст.

Тема 28. Текст. Типы речи. Схема построения текста - рассуждения. Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса). Анализ композиции художественного и публицистического текстов. Языковые средства, обеспечивающие связность текста.

Анализ текста и создание сочинения-рассуждения.